Аспекты сексуального влечения
- Регулируя мотивационно-ценностные аспекты сексуального влечения, культура и подавно не может игнорировать его социальные формы. Соотношение брачных, добрачных и внебрачных связей — одна из главных проблем сравнительно-исторической социологии сексуального поведения. Поскольку на эту тему имеется большая научная литература, я не буду специально обсуждать здесь этот вопрос. Подчеркну лишь, что как ни многообразны формы брака и семьи, все человеческие общества как-то регулировали половые отношения, причем способы этой регуляции зависят от совокупности социально-экономических факторов. Абсолютный промискуитет (полная неупорядоченность половых отношений) учеными нигде не зафиксирован. Правда, оргиастические праздники, когда допускается полная свобода половых отношений, существуют у многих народов мира, но они заведомо временные, да и само это нарушение правил, вплоть до инверсии половых и сексуальных ролей, имеет определенный символический культурный смысл.
Запрещение браков
- Самый древний и универсальный запрет, налагаемый культурой на сексуальность, — правило экзогамии, запрещение браков и вообще половых связей между членами одного и того же рода. Хотя происхождению экзогамии посвящена огромная специальная литература, вопрос до сих пор остается спорным.
- Одни авторы подчеркивают значение генетических факторов, вред близкородственных браков для потомства.
- Другие выдвигают на первый план социальные факторы: неупорядоченность половых отношений и сексуальное соперничество самцов делали невозможными стабильную социальную организацию, подрывали единство человеческого стада.
- Третьи придерживаются психологического объяснения, согласно которому у людей, живущих в тесной близости с раннего детства, не возникает сексуальный интерес друг к другу. Эректильная дисфункция легко поддаётся лечению с помощью Toptada 20, Lovevitra-20, Viprogra 100.
- Это мнение, высказанное еще Э. Вестермарком, подкрепляется наблюдениями в израильских кибуцах, в которых мальчики и девочки воспитываются совместно и даже спят в общей спальне. Когда они вступают в период полового созревания, их сексуальные интересы направляются на подростков из других групп, а браки внутри собственного коллектива крайне редки. В принципе первая и вторая гипотезы, как справедливо замечает Ю. И. Семенов, скорее взаимодополнительны, чем противоположны. Однако вызывает сомнение господство «зоологического индивидуализма» среди пралюдей — ведь определенная социальная организация сексуального поведения существует уже у приматов. Если совместное воспитание в детстве устраняет половое влечение, то строгие культурные запреты на сей счет были бы излишни. Между тем инцест между братьями и сестрами — явление не столь уж редкое не только в мифологии, несмотря на все запреты.
Брачная, добрачная и внебрачная половая жизнь
- Помимо общих норм экзогамии, всюду, где существует институт брака, проводится какое-то социальное и психологическое различие между брачной, добрачной и внебрачной половой жизнью, причем соответствующие нормы тесно связаны с особенностями социальной системы и культуры. Например, нормы добрачного сексуального поведения статистически связаны с правилами, регулирующими определение происхождения и местожительства; особенностями экономики общества; уровнем его производительных сил; размерами общины; религиозными верованиями; наличием или отсутствием какого-то обмена имуществом при заключении брака; дифференцированной оценкой мальчиков и девочек; участием женщины в производстве средств существования; классовой структурой; степенью строгости половой социализации и с отношением культуры к материнству и деторождению. Сравнительно простые общества обычно склонны к большей терпимости, а более сложные — к нормативному ограничению добрачных связей.
- Усложнение сексуальных запретов отражает процесс индивидуализации и персонализации соответствующих отношений. В известном смысле его можно считать продолжением биологической эволюции. Как пишет Ю. М. Лотман, «простейшая форма биологического размножения — деление одноклеточных организмов. В этом случае каждая отдельная клетка полностью независима и не нуждается в другой. Следующий этап — разделение биологического вида на два половых класса, причем для продолжения рода необходимо и достаточно любого одного элемента из первого и любого одного элемента из второго класса. Появление зоосемиотических систем заставляет рассматривать индивидуальные различия между особями как значимые и вносит элемент избирательности в брачные отношения высших животных. Культура возникает как система дополнительных запретов, накладываемых на физически возможные действия. Сочетание сложных систем брачных запретов и структурно-значимых их нарушений превращает адресата и адресанта брачной коммуникации в личности. Данное Природой: «мужчина и женщина» — сменяется данным Культурой: «только этот и только эта». При этом именно вхождение отдельных человеческих единиц в сложные образования Культуры делает их одновременно и частями целого, и неповторимыми индивидуальностями, различие между которыми является носителем определенных социальных значений».